
Коэффициент полезного действия паровоза по своей сути минимальный, всего какие-то 8%! И скорость у него не большая, и тяговая способность в гору слабенькая. А сколько от паровоза шума и дыма – порою просто становится страшно!
Но это одна сторона паровозной «медали», и она уже сыграла свою роль – эти машины остались разве что в нескольких музеях, да в заброшенных депо, разбросанных по всему миру.
А если посмотреть на этот дым и низкий КПД с другой стороны? Со стороны особого, не сравнимого ни с каким другим транспортом шармом, внешней мощью, с восхищением от тысячи идеально-подобранных деталей, умело сложенных в механизм! А этот звук гудка и выпускания пара, хоть они и резки, но они вызывают особенное восхищенное ощущение – будто это не гудок, а какой-то призыв к началу некоего торжества!
Это могут оценить не многие, наверное, это вообще какие-то особенные люди, механические романтики, которые продолжают восхищаться дирижаблями, колесными пароходами и вот такими, деловито-шумящими паровозами!
И только благодаря таким людям, они еще сохранились и не только стоят в музеях, а несколько раз в году, снова, как десятки лет назад, выходят на свои любимые маршруты, и возят взад-вперед тех, кто не разучился ценить это механическое торжество!
Эти люди живут и в Чехии, нашей любимой стране, где всему есть своё место, своё время и свои ценители красивого, пусть и устаревшего, но настоящего праздника.
Этот день у нас оказался очень удачным – ведь билеты на паровоз, который ходит по своей линии из Праги в Добриш всего два раза в году, можно было купить только на вокзале, а есть они или уже раскуплены – мы не знали. Но всё оказалось в порядке – билеты нам попались у самых окон и мы, засев в четвертый из восьми вагонов под звуки радостного гудка, тронулись в путь.
За окнами вначале мелькали городские постройки, но, постепенно уступая место пролескам и полям, они заменились на бескрайний сельский пейзаж. По дороге, то и дело встречался местный народ, кто с фотоаппаратами, кто с камерами, но практически все – с улыбками и беспрерывно машущими руками – они порой даже радовались больше, чем мы. И их можно понять – в их маленьких городках и селах, увидеть такое чудо забытой механики – не меньший праздник, чем любой другой, более ожидаемый и привычный.
У нас было несколько остановок, одна из которых затянулась на 40 минут – мы пропускали более важный поезд, но это ничуть не испортило никому настроения, наоборот народ смог размяться, перекусить пару сосисок с пивом и поглазеть друг на друга.
В самом паровозе, в вагоне-ресторане была еще продажа сувениров. Полотенца, льняные сумочки, брелки, значки, ручки, открытки и прочие памятные мелочи с паровозами, за небольшие деньги. Такие, приятные вещицы, которые в любой момент смогут напомнить об дне, когда в 111-годовщину маршрута мы прокатились на величественном и ухоженном паровозе, выглядывая из окон на встречу дыму, как много лет назад тысячи других людей.
Тут даже охрана поезда и кондукторы были одеты особо – по старинке, с кожаными сумочками через плечо, в которых лежали не новомодные печатные машинки, а стопочки небольших картонных билетов, которые пробивались одной дырочкой, старым компостером! Весь стиль и настроение было умышленно сохранено и не оценить этого мы не могли!
В конце маршрута весь люд ожидал концерт местных и заезжих артистов, всякие угощения и подарки. А мы выбрали пешую прогулку в сам Добриш, где стоит вот уже почти 400 лет аккуратный дворец, со своим симметричным и очень красивым французским садом и множеством увеселительных уголков для детей.
А еще вокруг нас, во дворце, вдруг, обнаружилось очень много молодых людей, которых мы не замечали ни в городе, ни в поезде – они работают здесь, кто музыкантами, кто с детьми, кто устраивает рыцарские поединки, кто, одевшись в роскошные наряды эпохи Ренессанса, создает вид жизни 200-летней давности. Все тут при деле и посвящают себя они этому делу, как можно было заметить – с полной отдачей и удовольствием!
Назад, в Прагу, мы выбрали дорогу на автобусе – так было быстрее и нам не захотелось повторять свой паровозный двухчасовой маршрут – ведь всего должно быть в меру! А КПД от паровоза мы уже и так получили!
Комментариев нет:
Отправить комментарий